Чередование звуков. Беглые гласные 5 класс
Школьный помощник
Вы вошли как гость
   

Приставка. Суффикс   Правописание гласных и согласных в приставках


 приступить к решению задач




21. Чередование звуков. Беглые гласные. Правила



         При образовании и изменении слов может происходить замена одних
звуков другими в одной и той же части слова. Такая замена называется
чередованием звуков.

        Гласные чередуются с гласными,   согласные – с согласными.

                                о/а             спорить – оспаривать
о/е/и   сбор – соберу – собираю
з/ж   сказал – скажу
к/ч   мука – мучной
х/ш   сухой – сушить
с/ш   спрос – спрошу
б/бл   любить – люблю
п/пл   насыпал – насыплю
м/мл   кормить – кормление
в/вл   ловить – ловлю
ф/фл   разграфить – разграфлю
г/ж/з   подруга – дружить – друзья
т/ч/щ   светить – свечение – освещать
д/ж/жд   ходить – хожу – хождение
ск/ст/щ   блеск – блестеть – блещет



         Иногда в одной и той же морфеме гласные отсутствуют, затем
появляются, т.е. чередуются с нулём звука. Такие гласные называются
беглыми: 

                              сон – сна,       городок – городка.

приступить к решению задач

предыдущая тема следующая тема





Задачи на тему "Чередование звуков. Беглые гласные"



Выделите беглые гласные.
 
 
С о б и р а т ь   –   с о б р а т ь,     д е н ь  –   д н е в а т ь,     г о н я т ь  –   г н а т ь,    

в е т е р   –   в е т р о в о й,     р е м е н ь  –   р е м н я  .



 
 





Выделите беглые гласные.
 
 
Г н а т ь с я  –   г о н и т с я,     п о л н ы й   –   п о л о н,     п е с ч а н ы й  –   п е с о к,    

д н о  –   д о н ы ш к о,     с о м к н у т ь   –   с м ы к а т ь,     м с т и т ь   –   м е с т ь,    

в р а т а р ь   –   в о р о т а,     с н о в и д е н и е   –   с о н  .



 
 





Выберите слова, в которых есть чередование согласного в корне.


Кружок, тортик, кролик, сижу, кричать, супчик, орешек.




 
 






Выделите корни, кликая на буквы. Обратите внимание на чередующиеся согласные.

Освещать     свет,   мрак     мрачный,   вершина     верх,

  треск     трещать,   слышать     слух.  


 
 






Выделите корни, кликая на буквы. Обратите внимание на чередующиеся гласные и согласные.

Ближе     близко,   отметить     отмечать,   ходить     хождение,

  откапывать     копать.