Основные способы образования слов
Школьный помощник
Вы вошли как гость
   

Разноспрягаемые глаголы   Буквы о и а в корнях -кос- / -кас-;  -гор- / - гар-;  -клан- / -клон-;  -зар- / -зор-


 приступить к решению задач




10. Основные способы образования слов. Правила



         Русский язык постоянно пополняется новыми словами. Основной путь
обогащения словарного состава   —   образование слов различными способами от иных слов или основ.

        Слово, от которого образованно другое слово, называется 
производящим, а образованное от него слово   —   производным: 

                      петь   (производящее)   –   запеть   (производное).   


        При последовательном образовании слов друг от друга получается
словообразовательная цепочка однокоренных слов:
зелёный – зеленеть – зазеленеть.

        Слова могут образовываться с помощью приставок, суффиксов,
а также сложением нескольких основ или слов.




                              Морфемные способы словообразования

      Суффиксальный
  —   суффикс присоединяется к основе производящего слова:
новый – новость, лес – лесок.
      Приставочный   —   приставка присоединяется к целому производящему слову:
гулять – погулять, читать – прочитать.
    Приставочно-суффиксальный   —   приставка и суффикс одновременно присоединяются к основе производящего слова:
сложный – усложнить, река – заречный.
      Бессуффиксный   —   этим способом образуются имена существительные:

    •   от прилагательных, в которых отбрасывается окончание,
         либо окончание и суффикс:
зелёный – зелень,   синий – синь,   сухой – сушь;
    •   от глаголов, отсечением от начальной формы суффикса и окончания:
загорать – загар,   переходить – переход,   кричать – крик.



        В процессе образования слов может происходить: 

      •   чередование звуков:

                смех – смешной   —   х/ш,       отопить – отопление   —   п/пл; 

      •   усечение конечных суффиксов или их частей: 

                рубить – рубка

      • одновременно чередование и усечение: 

              красить – крашение



         Слова могут образовываться сложением основ, с помощью
         соединительных гласных или без них:
ледокол – лёд, колоть,     пешеход – пешком ходить.
    Сложением целых слов:   кресло-кровать,     плащ-палатка.   


    Сложением основы слова с целым словом: 

          светло-розовый – светлый, розовый;
                                            свежемороженый – свежий, мороженый.   


    Слиянием (сращением) нескольких слов. Слово образуется путём
    слияния целых слов, составляющих словосочетание:

          труднодоступный – трудно доступный;
                                            долгоиграющий – долго играющий.



    Переходом одной части речи в другую:

      1. Мне купили новое платье.             2. Я люблю всё новое.   

    В первом предложении слово новое отвечает на вопрос какое (платье какое? новое) и является именем прилагательным. 

    Во втором предложении слово новое отвечает на вопрос что (люблю что? всё новое) и является именем существительным.   




         Чтобы определить, от какого слова и с помощью какой морфемы
образовалось производное слово, рассуждают следующим образом: 

  • зеленеть   —   это значит становиться зелёным.   Следовательно, слово зеленеть образовано от слова зелёный, точнее, от его основы зелен-, 
к которой присоединился суффикс -е-. 
Способ образования   —   суффиксальный: 

                                          зелёный   –   зеленеть; 

  заозёрный   —   такой, который находится за озером. Следовательно, слово заозёрный образовалось от слова озеро, точнее, от его основы озер-, к которой одновременно присоединились приставка и суффикс. 
Способ образования   —   приставочно-суффиксальный: 

                                            озеро   –   заозёрный.   


приступить к решению задач

предыдущая тема следующая тема





Задачи на тему "Основные способы образования слов"



Выберите слова, образованные путём слияния (сращения).


Труднодоступный, молокозавод, светло-зелёный, вечнозелёный,

кисло-сладкий, водонепроницаемый, быстрорастворимый, малопонятный.




 
 






Во втором слове каждой пары выделите морфему, с помощью которой образовалось слово.

Бежать     прибежать,   город     пригород,   лес     лесной,

  рассказ     рассказчик,   коса     косить,   ученик

    ученический,   ставить     расставить.  


 
 






Во втором слове каждой пары выделите морфемы, с помощью которых образовалось слово.

Море     приморский,   берег     прибрежный,   край     бескрайний,

  море     заморский,   смысл     бессмысленный.  


 
 




Выберите слова, которые не образованы от других слов.


Дом, бронзовый, ручной, везти, поиграть, чулок, осенний, вешалка, сумка, знакомый.




 
 






В словах выделите морфемы, с помощью которых они образовались.

Разбить,   празднично,   по-французски,   преданность,

  талантливость,   злющий,   безрукавка.  


 
 




От прилагательных образуйте существительные с помощью нулевого суффикса, запишите в поля.





 
 




От глаголов образуйте существительные с помощью нулевого суффикса, запишите в поля.