Школьный помощник
Вы вошли как гость
   
header
Синтаксический разбор простого предложения Прямая речь, русский язык 5 класс
 приступить к решению задач




11. Сложное предложение . Правила



         Сложным называется предложение, состоящее из двух и более 
простых предложений, связанных по смыслу и интонационно. 

        В сложном предложении две и более грамматические основы. 

        Простые предложения в составе сложного могут соединяться как 
с помощью союзов, так и без них: Улетают журавли, и низкие осенние облака заволакивают небо.
        Между простыми предложениями в составе сложного ставится запятая. 

        Сложное предложение, состоящее из простых, связанных без союзов, 
называется бессоюзным сложным предложением: Море было в дымке, по нему катились волны с белыми гребнями.


         Простые предложения в составе сложного могут связываться с 
помощью сочинительных и подчинительных союзов. 

        Сложное предложение, состоящее из простых, связанных 
сочинительными союзами, называется сложносочинённым предложением:  С неба льются горячие лучи солнца, и золотится спелая рожь.
        Сложное предложение, состоящее из простых, связанных 
подчинительными союзами, называется сложноподчинённым 
предложением:  Верхушки сосен закачались, когда подул ветер.


      Сочинительные союзы :                               Подчинительные союзы : 

      и, а, но, да ( в значении но ).                             если, что, чтобы, когда, 
                                                                                        потому что, хотя, как.   




Задачи на тему "Сложное предложение "



Подчеркните грамматические основы в предложениях.
Кликая несколько раз по нужному слову, выберите графическое обозначение.







 
 




Подчеркните грамматические основы в предложениях.
Кликая несколько раз по нужному слову, выберите графическое обозначение.







 
 




Подчеркните грамматические основы в предложениях.
Кликая несколько раз по нужному слову, выберите графическое обозначение.







 
 




Расставьте знаки препинания.


1. Море покрылось багрянцем навстречу солнцу поднимались розовато-дымчатые облака. 2. Солнце давно уже село и на всей земле лежала сплошная серая тень. 3. Музыка оборвалась когда в окнах заполыхал багровый закат. 4. Шли частые дожди и на берёзовых листьях появилась первая желтизна. 5. Сумерки медленно и тихо наползали на тайгу и постепенно тускнела яркая голубизна неба. 6. Бушевала буря и хлестал громко дождь.




 
 




Расставьте знаки препинания.


1. Язык существует чтобы люди могли общаться друг с другом. 2. Над тростниками взмывают стаи уток кружатся чайки парят степные орлы пролетают кулики и чибисы. 3. Мальчик не подобрался к самой воде потому что лёд ломался. 4. Всё притихло в ожидании грозы и только изредка налетал ветер. 5. Ялта была едва видна сквозь утренний туман на вершинах гор неподвижно стояли белые облака. 6. С неба сбежали тучи и над просыхающей землёй засияли солнечные дни.




 
 




Расставьте знаки препинания.


1. Поэт всегда хочет чтобы его стихи стали песней. 2. Когда восходит солнце утро настаёт для всех. 3. Время летит стрелой хотя минуты ползут. 4. Наверху лепетали осинки а внизу важно раскачивались папоротники. 5. Жарко сверкало солнце блестели радугами стаканы блестели горы, город. 6. Река ещё не замерзла и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах. 7. В поле шла жатва листья на деревьях желтели.




 
 



приступить к решению задач

предыдущая тема следующая тема